Откровенно говоря, не было никакого желания затрагивать эту тему – нынче проблем в обществе хоть отбавляй, причем намного важнее этой. Но события последних месяцев в полтавском политикуме, распри и взаимные обвинения официальных властей задели за живое. Ведь вопрос, возникший на данном этапе истории, можно решить без пафоса и псевдогеройства, просто с учетом точки зрения жителей Полтавы, которые неоднозначно воспринимают историческую фигуру Ивана Мазепы.
Однако чиновники, осуществляющие якобы проукраинский курс, ставят нас перед фактом единоличного решения. На практике – характерная черта тоталитарных режимов, а мы ведь во всеуслышанье заявляем о демократическом обществе. Подмена понятий, переоценка ценностей, попрание мнения простых людей, расхождение слова и дела – не из мазеповских ли времен позаимствована такая тактика? Уверен: данная ситуация небезразлична многим.
«Достойны Вы? Увы!»
Наверное, любому государству нужны национальные герои. И они всегда предстают в некоторой степени в виде мифа. Но в ситуации с Мазепой все пытаются поставить с ног на голову. Даже не очень сведущему человеку понятно, что конструктивный момент этого мифа выглядит проблематично, а сама история мало соответствует реалиям. Поражения гетмана без разбору превращены его приверженцами в «победы» и, учитывая откровенно националистический курс Ющенко, подняты на флаг. Вот и сейчас вопросом дня для «оранжевых» стало увековечение Мазепы в бронзе посреди Полтавы.
Город изобилует памятниками и монументальными комплексами в честь важнейших событий и выдающихся личностей, которые прославили Полтаву или внесли вклад в ее развитие. Как же прославил Полтаву Иван Мазепа? Или памятник будет как признание… измены – очень даже знакомого понятия для нынешнего провластного политикума. И как тут не вспомнить мартовский указ президента Ющенко об учреждении знака отличия – Креста Ивана Мазепы. Недоброжелатели уже советуют первый «мазепинский» знак вручить самому Виктору Андреевичу – за предательство сторонников Майдана и прочих «оранжевых» мечтателей образца 2004 г.
Каждый уважающий себя полтавчанин рассмотрит разные точки зрения, объективно оценит и сопоставит факты, предпосылки и следствия. И правильно было бы обратиться к первоисточникам, а не к монографическим интерпретациям. Тем, кто рвет рубаху за Мазепу как борца за украинскую государственность, надо бы перечитать известнейший документ – Коломацкие статьи, а также вспомнить тот контекст, в котором они были написаны. Величайшее желание – прийти к власти подтолкнуло Мазепу подписать их, а вместе с тем принести в жертву интересы государственные и, естественно, национальные. Ни в украинской литературе XVIII в., ни в фольклоре того времени образ Мазепы не фигурировал в позитивном плане. Показательно и нейтрально-сдержанное отношение Шевченко к гетману.
Заслугой Мазепы перед полтавчанами считается его опека над Полтавским крестовоздвиженским монастырем и Спасской церковью. Его пожертвования на храмы действительно внушительны. И прежде всего потому, что он любил светскую жизнь. Нет, это не парадокс, а истина без иллюзий.
Жертвуя на церковь, люди прежде всего думают о спасении своей души. Мазепа наверняка осознавал греховность своих действий, а потому надеялся, что священники будут молиться за него. То, что эти пожертвования имели не национально-культурный, а религиозный характер, свидетельствует тот факт, что они выделялись не только на украинские храмы и монастыри, но и на польские, литовские, молдавские, болгарские, греческие и т. д.
И надо бы знать сторонникам гетмана, что когда в Европе происходил процесс национализации церковных институций, Мазепа все сделал, чтобы Киевскую митрополию подчинить Московскому патриархату. Именно мазепинские времена историки называют руиной Киевской православной митрополии. На этом фоне совершенно противоестественной выглядит попытка заключить союз со шведами, ведь для простого народа шведы были непрошеными чужаками, и их лютеранское вероисповедание трактовалось как ересь. Присоединится в то время к шведам – то же самое, что сейчас вступить Украине в НАТО.
Очередное переписывание истории
Власть. Богатство. Статус. Эти три знаменателя были определяющими для власть имущих мазепинского времени и, следовательно, именно защита традиционных, исконных «вольностей» казацких и столкновение их сторонников с концепцией «общего блага» Петра I были движущей силой большинства конфликтов украинской истории начала XVIII в. Именно здесь следует искать ключи ко многим трагедиям той эпохи.
Но вернемся к формату нашей темы. Что реально дал переход Мазепы на сторону шведов для Украины? После двадцати лет относительного мира и спокойствия Левобережье снова становится театром военных действий. В украинском социуме, и так не отличавшемся монолитностью, – глубочайший раскол. На украинской территории развернулась не просто война между шведами и россиянами, а война между двумя частями Украины. Порой она напоминала войну гражданскую. Это дало возможность российской власти еще больше ограничить автономию Гетманщины, а потом и вовсе ее ликвидировать.
Почему это не озвучивают сегодняшние приверженцы Мазепы, и так однобоко интерпретируются все события того времени? А ведь надо бы констатировать, что наш «герой» всю жизнь радел только за свои личные интересы, а до украинского народа, кровно заинтересованного в союзе с русскими, ему не было никакого дела.
Невзирая на все нюансы, некоторое недовольство российской властью, Мазепа оставался верным царю и связывал свою судьбу с Московией. Гетман покупал земли на территории России и уделял много внимания их хозяйственному развитию. Он также хотел породниться с князем Меншиковым, который принадлежал к близкому окружению царя Петра. Вопрос: если Мазепа вынашивал тайные планы отсоединиться от России, то зачем это надо было «тайному сепаратисту»?
«Скажите, негативно или позитивно Вы относитесь к этим историческим деятелям?» Так звучал вопрос в рамках «Великие украинцы». В результате – удивительная картина: Мазепа и Ленин, казалось бы, взаимоисключающие личности, набрали почти одинаковое количество голосов:
В. Ленин:
позитивно – 38; тяжело сказать – 21; негативно – 40; не знаю такого – 1.
И. Мазепа:
позитивно – 36; тяжело сказать – 29; негативно – 26; не знаю такого – 9.
Эти данные – пища к размышлению. А теперь по поводу памятника – с кого его ваять? Сегодня ведь нет ни научной оценки деятельности Ивана Мазепы, ни самого его образа. Вопрос о его идентификации открыт. Каким он был внешне, можно лишь фантазировать, перечитывая редкие записки современников. Безликий Мазепа в бронзе может снова вызвать лишь бурю противоречий. Кому это надо? Тем, кто собственное лукавство хочет скрыть за ширмой веков или в очередной раз облюбовать местечко для популистских заявлений и с пеной у рта провозглашать новых идолов?
Выводы – как на ладони
Разговоры о сооружении памятника Мазепе в Полтаве ведутся с 2000 г. В 2005-м был объявлен открытый конкурс (участников было 10) на лучший эскиз монумента. Жюри выбрало два проекта: первый – киевского скульптора Билыка и полтавского архитектора Шевченко, второй – полтавских скульпторов Шулыка и Коршунова. 2-й этап конкурса так и не состоялся. К 300-летию Полтавской битвы с подачи президента началось форсирование событий и даже выделялись 1,5 млн. грн. государственной субвенции на строительство памятника. И это во время экономического кризиса! Депутаты облсовета вернули данное «предложение», не пожалев о круглой сумме. В пику этому решению националистически настроенные силы бросили клич и стали собирать «с миру по нитке».
Не последнюю «нитку» на благое дело сняли с себя в Секретариате Президента, известные певцы согласились отыграть «благотворительные» концерты, билеты на которые в принудительно-добровольном порядке продавались студентам. «Жертвовали» общественные организации, частные лица, и организаторы говорят, что таким образом насобирали более 1,5 млн. грн. И сразу же их распределили.
Согласно опубликованной информации, отлить памятник в бронзе стоит 774 тыс. грн., изготовление постамента – 650 тыс. грн., работы по благоустройству территории – 300 тыс. грн. На заседании Художественного совета Национального союза художников Украины утвержден гонорар авторам в размере 640 тыс. грн.! Решение о проекте памятника, который собираются установить в Полтаве, принимается кем угодно, но только не жителями города. Что-то благие намерения попахивают коммерческим интересом.
В истории Полтавы много ярких примеров искреннего желания и всеобщего порыва граждан в увековечении выдающихся личностей. Поэтому большинство памятников возводили на деньги горожан или меценатов и сегодня представляют художественную и историческую ценность. К слову, в дореволюционный период к делу строительства памятников относились взвешенно. При земской губернской управе или городской думе создавались соответственные комитеты, которые рассматривали и утверждали лучший проект, находили деньги, а по окончанию работ письменно отчитывались за проделанную работу с детальным изложением финансовых расходов.
Тогдашняя практика возведения памятников обходилась без так называемого «государственного заказа» и вместе с ним использования денег госбюджета. Например, памятник Николаю Гоголю. Автор его – академик Императорской академии искусств, сенатор Леонид Позен подарил бронзовую скульптуру писателя Полтаве в 1913 г. Деньги на сооружение собирались через благотворительную подписку.
В 1897 г. был создан общественный комитет по созданию памятника И. Котляревскому. Сразу было решено сооружать его на общественные деньги. После получения правительственного разрешения: на страницах газеты «Киевская старина» была объявлена благотворительная подписка. Учитывая значимость личности, которую хотели увековечить, автор бронзового бюста Котляревскому Леонид Позен исполнил работы бесплатно. Почин скульптора поддержал архитектор Александр Ширшов, выполнивший проект монумента также бесплатно.
Строительство Братской могилы погибшим русским воинам в Полтавской битве тоже велось на деньги «капитала Иосифа Судиенко». Свыше 200 тыс. рублей серебром сняты с «депозита» на благоустройство шведской могилы на поле битвы. Памятник Петру I был сооружен в 1915 г. (работы продолжались семь лет) по инициативе ученой архитектурной комиссии на деньги всероссийской благотворительной подписки.
Что мы имеем сегодня? За девять лет полемики вокруг памятника Мазепе никто ни разу не удосужился спросить мнения по этому поводу жителей Полтавы. И только сейчас депутаты горсовета, учитывая остроту вопроса, неоднозначность восприятия личности гетмана Мазепы, пришли к выводу о референдуме. Полтава стремится быть европейским городом, культурным и туристическим центром. Поэтому и памятник, если ему будет суждено появиться в городе, должен вписаться в местный высокохудожественный ансамбль зодчества.
К сожалению, сегодня в Украине времена политического популизма, и даже скульптурные сооружения стали заложниками ситуации. Для нашей истории XX в. характерно повсеместное установление памятников тоталитарным вождям, которые потом, в угоду новой конъюнктуре, с упоением демонтировались. Но почему-то никаких выводов из совсем недавней истории нынешняя украинская власть не делает.